Обращение к коллегам и руководству «по-европейски»

Современный ритм жизни диктует нам правила ведения бизнеса. За повседневными делами и множеством встреч, не всегда есть возможность запомнить данные оппонента, записать их в телефон или обменятся визитками. Зачастую в памяти или в записной книжке о человеке остается след в виде имени, должности и контактного номера, будь-то сотрудник главного офиса, филиала или деловой партнер.

Даже при условии наличия полной информации о фамилии, имени и отчестве каждого из коллег, в ходе проведения переговоров нередко может возникнуть путаница: в разгар оживленного обсуждения горячей темы, человека могут назвать по имени, соответствующему его отчеству, а о путанице букв и ударений в фамилиях уже давным-давно ходят легенды. Что примечательно, ненарочное искажение фамилии получается, как назло, обидным и оскорбительным. За границей данный процесс давно упрощен – офисные сотрудники и руководители компаний общаются между собой, обращаясь только по имени, или, в зависимости от ситуации, – «You», что соответствует аналогичному обращению в русском языке – «Вы».

Однако национальный менталитет  вносит свои коррективы и уважительное отношение к старшим по возрасту никто не отменял. Если ваш руководитель или подчиненный значительно старше по возрасту, «европейская» форма обращения является неуместной. Возможна ситуация, когда о новых веяниях в Европе и Нью-Йорке, ваш руководитель не слышал, и обращение только по имени, пусть и на «вы», может вызвать возмущение с замечанием. Диктовать форму обращения призван старший. Не стоит стесняться спросить, устраивает ли выбранная вами форма обращения оппонента или нет. Ответ может вам сообщить о многом: демонстративное требование обращения к собственной персоне по «имени-отчеству», с ответным – на «ты», указывает на высокомерие и нереализованные амбиции. Такой человек не дальновиден, так как в ответ регулярно получает скрытый негатив, со временем перерастающую в антипатию.

К коллегам следует обращаться в зависимости от сложившегося настроения в компании. Новому сотруднику не следует вносить корректировки, руша «вековые» устои. Незначительные изменения могут повлечь непонимание и обманчивую оценку в отношении вас, как специалиста.